ИМХО

Все написанное здесь, является только личным мнением автора(ов), которое может не совпадать с официальной позицией ХТ.

8 окт. 2013 г.

Проблемы бесплатных туркменских благ

Похоже Туркменистан уже не выдерживает груза бесплатных благ, так щедро раздаваемых государством народу. В последнее время все чаще проскакивают сообщения об урезаниях и сокращениях норм бесплатно выдаваемых бензинагаза и электричества. И раз уж сам президент об этом заговорил, то похоже что ситуация действительно серьезная.


Такой стабилизатор спасал наш телевизор
от скачков в туркменской электросети
Традицию выдавать населению бесплатные коммунальные блага ввел Ниязов в начале 90х, помпезно представив это как беспрецедентную заботу о своем народе. На самом же деле все это не более чем популизм, который однако дал тот самый ответ на все 7 бед. Нет политических свобод? Зато газ бесплатный! Нет свободы слова? Зато есть бесплатное электричество. Качество предоставляемых услуг правда всегда остается за скобками. То что при малейшем ветре во всем городе вырубается электричество никого не удивляло. Падения напряжения в сети из-за чего выходят из строя приборы тоже норма. Так же происходило и с газом. В каждом доме помимо газовой плиты обязательно были и электроплитки на случай отключения газа. О том, что вода в кране может идти целый день, мало того правый краник открывает еще и ГОРЯЧУЮ воду я узнал только впервые выехав из Туркменистана. До этого я реально думал, что иметь в доме стратегические запасы воды и греть ее на газе в огромных кастрюлях и ведрах, чтобы искупаться, обливая себя ковшиком — это нормально. Отношение ЖЭКа к жалобам обычно соответствовало тому, за что мы платили.

Все это, впрочем, вполне ожидаемо, за что платим то и получаем. Вместо того, чтобы дать людям возможность зарабатывать и самим оплачивать расходы, нам кинули подачку в виде бесплатных коммунальных услуг, еще со школы вдалбливая в головы мантру «в Туркменистане бесплатные газ, вода и свет».

Я противник чего бы то ни было бесплатного со стороны государства. Я считаю, что если есть возможность, то нужно делать какие-то льготные цены, а не раздавать бесплатно. Как говорила в одной из своих передач на «Эхе Москвы» журналист обозреватель Юлия Латынина «все, что не имеет цены не имеет и ценности». Я помню, как к нам в гости иногда приезжали иностранцы - коллеги отца и нас всегда удивляло то, как они экономят электричество и воду. То что они всегда выключают за собой свет, для нас было чем-то необычным, в нашей квартире свет мог гореть постоянно. Сейчас не вспомню где читал, что зачастую в Туркменистане не выключают газ экономя на … спичках! Если бы свет и газ стоили хотя бы символический рубль, то уверен отношение к экономии было бы совсем другое.


Сейчас получается что люди не могут добиться качественного, стабильного электро- и газоснабжения, потому что не платят за него, а правительство не может заставить людей экономить электричество и газ, потому что … люди не платят за них! Но и ввести плату, даже символическую сейчас невозможно, потому что, во-первых, людям нечем платить, во-вторых, исчезнет тот самый козырь «в Туркменистане бесплатные газ, вода и свет».

16 комментариев:

  1. только вчера я об этом разговаривал. )
    пытались переубедить, что это нормально. а нет, я то знаю свою точку зрения.

    ОтветитьУдалить
  2. Плата за коммунальные услуги в Туркменистане символическая. Но и это пытаются не платить! Халява - заразная штука,развращает людей до ужаса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С символическим же качеством услуг.

      Удалить
  3. Конечно, нужно сделать так, чтобы люди платили за то, что используют, ведь должны быть какие-то средства на ремонт всей коммунальной инфраструктуры. Но при этом должна быть и доля социализма.

    Как вариант можно сделать эдакий коммунальный безлимит, по которому люди будут платить некоторый процент от семейного дохода, но не больше N манат.

    Насчет коррупции и распила советую почитать заметку Ильи Варламова: http://zyalt.livejournal.com/807516.html
    Если коротко, то смысл в том, что нужно поднимать зарплаты чиновникам, чтобы у них не было стимула воровать.

    ОтветитьУдалить
  4. Это когда же успели отменить поговорку - бесплатный сыр только на гильотине...?

    ОтветитьУдалить
  5. Очередная ложь! вы когда в последний раз были в Туркменистане, чтобы писать о качестве услуг и о том что людям нечем платить? Все эти проблемы мне знакомы по лихим 90-х, когда все еще держалось на советской инфраструктуре. Уже лет 7 нареканий к качеству услуг нет. Живу в Ашхабаде в районе теке-базара. А вот при советах, помню, воду по ночам в ванну набирали, днем не шла. Но вы же об этом не напишите, хозяева не разрешат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уехал в начале 00х, а не в 90х. Накидаю вам ссылок о проблемах снабжения бесплатными благами:
      http://rus.ozodi.org/content/article/24693536.html
      http://iwpr.net/report-news/turkmen-water-supply-needs-major-overhaul
      http://www.chrono-tm.org/2011/08/gorod-turkmenbashi-na-grani-gumanitar/
      http://rus.azattyq.org/content/turkmenistan_gas_/2338331.html
      http://www.chrono-tm.org/2013/07/skachki-napryazheniya-v-elektroseti-ashhabada/
      http://russian.eurasianet.org/node/59807
      Кто у нас кстати на этот раз хозяева? Кремль, МНБ или госдеп? Уже не знаю кому отчет с вашими комментариями слать :)

      Удалить
    2. "Уже лет 7 нареканий к качеству услуг нет." - улыбнуло :-)

      Бердун как пришел к власти, одним щелчком пальцев все трубы починил, все провода заменил. Это до него в стране была жо..., а сейчас всё ОК!

      Удалить
    3. Точно! А я думаю с чего аж прям такое уточнение - 7 лет. Гурбангулы Мяликгулиевич залогинтесь :)

      Удалить
    4. Туркменистан на Ашхабаде не заканчивается. За 7 лет то можно было до этого додуматься уже, а уж за 22 тем более.

      Удалить
  6. "Накидаю вам ссылок о проблемах снабжения бесплатными благами:"
    То есть мне надо иностранцев читать, чтобы понять как у меня все плохо, да?

    "Бердун как пришел к власти, одним щелчком пальцев все трубы починил, все провода заменил. Это до него в стране была жо..., а сейчас всё ОК! "
    Я к Бердымухаммедову отношусь нейтрально, хотя и не скрою, во многом он меня разочаровал. Но лично в моем районе всю коммунальную инфраструктуру поменяли, зимой наконец нормально топят, электричество подается бесперебойно, вода наконец нережимная. Почти тоже могу сказать про 6-й микрорайон, где в советское время, время моего детства, воду набирали ночью, а купались в тазике.

    "Точно! А я думаю с чего аж прям такое уточнение - 7 лет. Гурбангулы Мяликгулиевич залогинтесь :)" Остроумно. Вас, кстати, не фонд Сороса (опен сосайети инститьют) спонсирует? Расскажите это русским шовинистам на своем сайте, чтобы знали кому они поддакивают.

    "Туркменистан на Ашхабаде не заканчивается. За 7 лет то можно было до этого додуматься уже, а уж за 22 тем более."
    У меня нет привычки говорить за других, поэтому говорю за себя. В Лебапе и Мары последний раз был в мае, особенно понравилось в Чарджоу, отличный город, с водой все ок, правда с электричеством были проблемы, что есть то есть.



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лол. Ну вы же читаете зачем-то мой блог. Читайте уж лучше ТДХ, не зарабатывайте себе изжогу :) Поддерживают нас многие, в том числе и ОСИ, только при чем здесь они? Вы думаете представители ОСИ в Лебапе и Мары свет выключают?

      Удалить
  7. Ашхабад еще не Туркменистан, также как и Москва не вся Россия.

    ОтветитьУдалить
  8. "Почти тоже могу сказать про 6-й микрорайон, где в советское время, время моего детства, воду набирали ночью, а купались в тазике."

    Ашгабат, и тем более шестой микрорайон - это Бакы Битарап Туркменистан.
    Остальная часть, тем более этрапы не столичные живут хреново (они до сих пор Туркменская ССР) . С газом, электричеством и тем более со связью хреново!

    "Уже лет 7 нареканий к качеству услуг нет."
    Повезло тебе кто бы ты не был. Я каждый день бога благодарю и прошу чтобы не попался я под настроение хреновое кого либо, чтобы нах без суда и следствия не посадили. Если случится ДТП и окажется что водитель такси пьяным, весь салон в нарко диспансер. - Типа клиенты дали возможность водителю сесть за руль пьяным. Менты вместо больницы обычного пострадавшего гражданина в нарко диспансер отправляют, салон полностью!. Народ виноват что он выпил и что гаишники берут мзду пока он не собьет столб/человека или не заедет в канаву?

    "Живу в Ашхабаде в районе теке-базара."
    На зарплату размером в куриное зернышко? Ну ну, чекисты обычно в магазинах берут бесплатно, под язгы и потом не отдают, попросишь должок придет налоговая, сан станция и т.д. Так что тебе твоя маленькая зар плата хватает. Да и повезло тебе, лижешь сладкие яйца (чужие). Народ готов лизать, главное чтоб семью прокормить и получить то что ему по праву принадлежит. Да жаль на все языки яиц не хватает, больно до блеска лижут такие как вы уважаемые!

    Дам наводку тем кто хочет убедиться в словах моих. Срочно проведите проверки в переполненных нарко диспансерах и всяких разных подобных организациях в этрапах марыйской области. Поспрашивайте всех кто и за что лежит, в одном или двух из них про которые я знаю окажется что лежит обычный народ который был в салоне авто во время ДТП.

    Ищите сцуки, Звезды заработаете когда поймаете того кто все это проделывает!

    Страна разрушится не с центра, а с окраин. Уже на садаках поговаривают, яшули сами же молодежь поддергивает на не согласие!

    ОтветитьУдалить
  9. признаться господа я не знаю из-за чего весь сыр-бор я не знаю из-за чего вы спорите я живу в туркменистане с самого рождения мне 35 лет и я как гражданин туркменистана недоволен или не доволен одновременно правопорядка в нашей стране скажите спасибо что в нашей стране нет наркотиков нет этой болезни уже сколько лет благодаря нашему президенту нашему правительству и я очень ему благодарен я вам скажу так да не всё так гладко а что в россии хорошо никогда в россии не было хорошо когда в россии демократия этом рассказывать что хотят но только то что диктует большой брат так что не надо говорить что у нас здесь в стране все плохо я горжусь тем что я родился в туркменистане и горжусь тем что я живу в туркменистане и буду жить до конца а те кто хотят пусть уезжают мне здесь нравится здесь моя родина я ел местный хлеб

    ОтветитьУдалить
  10. я так скажу господа я здесь родился и вырос здесь мои корни я никуда не собираюсь отсюда уезжать я ел местный хлеб пил нашу воду я люблю нашу страну какой бы оно ни было это наша родина

    ОтветитьУдалить