ИМХО

Все написанное здесь, является только личным мнением автора(ов), которое может не совпадать с официальной позицией ХТ.

1 авг. 2013 г.

Почему все так боятся рассказывать о Туркменистане

Пару дней назад на "Эхе Москвы" вышла передача о жизни русскоязычного населения в Туркменистане. В принципе ничего нового для нас с вами, следящих за новостями из Туркменистана, в передаче нет, но одна интересная мысль там проскочила. Когда ведущая разговаривала с Сухрабом (он же наш старый друг adalat seeker - руководитель проекта АНТ), она спросила почему все так боятся рассказывать о Туркменистане, даже те, кто там уже не живет? И тут меня почему-то переклинило. До этого времени для меня ответ был настолько очевиден, что я даже не задавался никогда этим вопросом. А теперь, когда задумался, все стало туманнее.

  В Туркменистане царит атмосфера страха - это очевидно. Откуда она берется? Все туркменистанцы с детства знают, что про президента нельзя говорить плохо, но многие даже не задаются вопросом почему. Это как постулат. Человек боится сказать чего лишнего, даже если никогда не имел дел с представителями МНБ и ему никто никогда не угрожал.
  На мой взгляд, большинство боятся того, что может случиться. При этом мало кто осознает что конкретно случиться в том или ином случае. Т.е. всем очевидно, что ничего плохого говорить нельзя, а иначе пострадают они или их родственники. Однако каким образом они пострадают неясно.
  Допустим некий Нуры, проживающий в Туркменабаде, открыто дал интервью Азатлыку и рассказал о каких-то проблемах: взятки, не дают открыть бизнес, гоняют детей на чаре и тп. Что конкретно может случиться с Нуры? Арестуют, изобьют, положат в псих лечебницу, уволят с работы? Есть ли какие-то живые примеры подобных наказаний?
  Что если Нуры живет не в Туркменистане. Что может случиться с родственниками? Опять же известны ли кому-нибудь живые примеры, когда пострадали родственники?
  Я не пытаюсь сейчас сказать, что ничего не будет. Разумеется "санкции" к ябедам будут применяться, мне интересно какие конкретно.
  Начиная какое-то рисковое дело, я всегда думаю, что может произойти в самом худшем варианте развития событий. Это помогает справиться со страхом. Боятся обычно неизвестности, а когда осознаешь угрозу и начинаешь к ней готовиться, страх очень часто проходит. Так вот я хочу понять, что это за угроза для тех, кто выступает с недовольствами.

  Из последних примеров журналист Азатлыка Язмухамедов, которого задержали в мае этого года. В последнем сообщении, говорилось, что его выпустили, но с тех пор заметок о нем я больше не встречал. На Азатлыке вроде бы тоже о нем больше ни слова. Пишет ли он все еще для радио? Или с ним за эти 2 недели "хорошо" пообщались и после этого он попросил, чтобы Азатлык о нем больше не писал?
  Гельдымурат Нурмухамедов был недавно освобожден после 9 месяцев "лечения от нарокомании". Критиковал выборы на Азатлыке.
  Певец Маро отсидел 2 года. Пел "не те" песни.

Отпишитесь какие еще есть конкретные примеры репрессий за выступления против власти. Или анонимно отпишитесь чего вы боитесь вы.

33 комментария:

  1. со мной беседовали офицеры мнб, когда вычислили, что я просматриваю сайт хроники туркменистана, причем не просто беседовали, а угрожали и запугивали, я реально боялась за своих близких, благо, что ребенок был тогда в России. потом узнала, что они просто запугивали, но реально боялись, что либо мне предъявить, возможно потому что у меня гражданство России, опасались, что мои близкие за границей могли поднять шум. но, что я пережила за эти две недели не описать никак, помните есть такая книга "энергия страха или голова желтого кота", просто животный страх был. ненавижу власть с тех пор еще больше и офицеров мнб еще больше

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вы не знаете как узнали, что вы просматриваете запрещенные сайты? ХТ, насколько я знаю, заблокирован и попасть на него можно только через прокси сервера, а они не прослеживаются.

      Удалить
    2. Отслеживаются. Если спец службы ставят такую задачу. Легче всего отслеживать тех кто скачивает информацию. Следы остаются и по ним можно отследить ваш адрес.

      Удалить
    3. да я сидела через прокси, как они меня вычислили не знаю,мне потом дали такую информацию, туркменское мнб привлекает по контракту хакеров из украины, они просто боги в этом плане. так что разговоры о том, что в мнб работают местные айтишники блеф, там работают украинцы.

      Удалить
    4. Руслан, я сама в недоумении, как они меня вычислили? но факт остается фактом, правда они меня заставляли признаться, что я посещала запрещенные сайты, но какие конкретно не говорили, я уперлась и не призналась. они мне сказали, что будут вычислять и на том мы разошлись. возможно они просто меня таким образом предупредили

      Удалить
  2. В шапке темы слово "все" немного преувеличено. Не все боятся, просто нужно искать тех, кто не боится.
    Почему боятся те, кто боится? Не хотят найти возможных неприятностей на свою пятую точку. Это не их игра, они не получат, в отличие от журналистов, профита, если расскажут то, что не рекомендуется рассказывать.

    Я знаю только один случай, когда человек "огреб неприятностей" за свой длинный язык. Работал он в геологоразведке в его обязаности входил аудит всех месторождений газа, подсчет предполагаемых запасов.
    Жил по соседству со мной в выделенной ему квартире. Все было хорошо, пока совесть не замучала и он не решил рассказать какому-то западному изданию, сколько же на самом деле запасено ресурсов в Туркмении и как ему приходится завышать количественные данные. Рассказывал он это видимо не за бесплатно, но те кому он это поведал, видимо, кинули его, не заплатили. В итоге, его погнали с работы, он потерял квартиру, много раз вызывали на беседы в МНБ, закрыли выезд из страны, заблокировали счета в банках, но не впаяли срок и не посадили, а просто оставили без средств к существованию. Так и влачил он жалкое существование в роли бомжа, часто видел его спящим на скамейке в тогда еще только строящемся парке возле "газпромовских домов" , пока в один день, видимо, от переизбытка чувств и большой дозы паленого алкоголя он не отбросил копыта.
    И никто ему тогда не помог, так как понимал, что любая помощь может обернуться разделением его участи. Делить скамейку в парке с бомжом никто не решился.
    Вот на форуме вестника в тему как раз прочел размышление автора топика, вопрошающего кто они эти правдолюбы - герои или дураки?!
    Я все-таки склоняюсь ко второму варианту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молчать, дрожать, терпеть тоже не самая умная затея.

      Удалить
  3. Фучик
    Руслан, привожу простой пример. Моя свекровь, русская, выехала из Туркмении летом прошлого года.Живя в Ашхабаде, она имела привычку говорить по телефону обо всём, что происходит, в частности, при разговоре с подругой, живущей в Германии. А потом сообщала мне, что почему-то разговор прерывался, и подруге приходилось перезванивать. Им обеим уже за 80, о политике они НЕ говорили, но бабушка могла ляпнуть что-то вроде:- Опять всё подорожало, дороги то и дело перекрывают, полицейские мне хамят, спрашивают: -Когда ты, бабуля, уедешь...
    В Туркмении прослушивают 100% всех разговоров, что наводит на определенные мысли.
    Не секрет, что при гонениях на кого-то страдают его ближние и дальние родственники, даже не имеющие к нему отношения. Минимально они могут получить потерю своего бизнеса, или изгнание с работы, уж с государственной службы - это 100%. При этом говорить об эффективности спецслужб не приходится: исламисты спокойно проводили свои учебные курсы у них под носом. А спецслужбам приходится изображать бурную деятельность, дергая простых граждан. С
    Сама я писала комменты на сайт ХТ, живя в Ашхабаде, на всякий случай не допуская откровенных оскорблений по адресу "лидера" нации. Уехала из Туркмении в октябре 2012, близких родных там не осталось, одни могилы. Понимаю, что при теперешней власти я НИКОГДА в Ашхабад не попаду.

    ОтветитьУдалить
  4. Отсутствие соблюдения законов порождает безпредел. Все что угодно можно ожидать от этих барбосов. Могут отклучить свет и газ, могут грохнуть в темном переулке, могут в психушку посадить, могут четвертак дать. На родственников давление окажут. Как в Океании, помните? Официальных законов там тоже не было, но все жили "по понятиям". Этакие неписаные воровские законы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Могут" сделать, конечно, многое, были бы интересны конкретные примеры репрессий.

      Удалить
    2. Фучик
      Пример репрессий: пока Х.Халлы не уехал из Ашхабада, однажды его избили, затолкали в авто и выбросили в нескольких километрах от города. Это репрессии или нет? Слава Богу, этот милейший человек смог уехать, а недавно даже посетил Туркмению вполне легально. Не угодил он лично Ниязову, у ГБ у нему претензий не было.

      Удалить
  5. несколько лет назад (до бердуна)я по телефону разговаривала с США по-английски на личную тему, никакой политики, на следующий день пришли двое "из домоуправления" при галстучках, спросили, кто живёт. я уехала через пару недель. что это было, разведка боем?

    ОтветитьУдалить
  6. реально люди даже друг с другом боятся говорить о политике, а о президенте разговоры это табу. от тебя просто шарахаются как от прокаженного, так неприятно

    ОтветитьУдалить
  7. Руслан, наивно полагать, что ходя через прокси серверы, пользователи защищены от слежки. Да и по правде говоря, с туркменским ip, не используя сторонние утилиты, есть несколько способов посещать всякие "нехорошие" ресурсы. Весь запросный исходящий трафик в любом случае идет через местные сервера, всё, что можно с легкостью отследить - разрешено, в том числе и многие лазейки, которые используют более подготовленные пользователи (одноранговое "небо", анонимайзеры, прокси серверы, openVPN, тунельные плагины, прочее ПО).
    Всё, что отследить нельзя, либо требуются значительные усилия для дешифровки) - запрещено. (VPN, SSL, двусторонний спутниковый канал).

    Следят абсолютно за всеми действиями пользователей в сети (и это я считаю правильно). Это работа спецслужб.
    Но полагать, что к каждому пользователю, кто читает или комментирует нежелательный контент, моментально будут стучаться в дверь мистеры иксы, тоже весьма наивно. Вас "возьмут в разработку" по-тихому, может даже файлик с "историей" заведут и будут продолжать наблюдать до того момента, пока вы либо не перейдете черту, либо не понадобитесь по иным соображениям. Тогда и припомнят и неосторожно брошенные высказывания в адрес руководства и всю "подрывную деятельность". А пока вы не особо нужны, вас не будут докучать по мелким поводам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вы наверное ждете подробностей того посещения, вероятно вы не тот за кого себя выдаете. я не могу вам сказать всего, потому что подставлю людей, которые остались в тм и могут пострадать, на вашем месте я говорила бы тоже самое, но тем не менее факт остается фактом, еще раз повторюсь. был такой случай именно со мной, запугивали, угрожали, только за то, что я посещала как они выражались "политические сайты". убеждать вас не стану, а что вам еще остается говорить, вы не думайте, ваши спецслужбы следят за каждым и им есть дело до каждого и все это знают, не прикидывайтесь идиотом

      Удалить
  8. Не будучи сотрудником спецслужб, наивных пользователей в Туркмении может разыграть даже школьник. Девушки особенно ведуться.
    Для этого не нужно даже запускать троянов и кейлогеров на вашу машину, достаточно примитивного снифера, который будет перехватывать и обрабатывать поток данных. Затем данные анализируются, а пользователи так часто любят заходить со своих машинок на свои социальные странички, где естьь все данные по ним. Вбивай в базу и получай физический адрес, надевай форму №1 и можно идти разводить девушек на покататься на машинке.
    Еще раз повторю, серьезные товарищи из МНБ (а МНБ - достаточно серьезная структура) не занимаются ерундой (а хождение в гости к юзерам, залезшим на нехороший сайт просто чтоб почитать новости - это ерунда).

    Хотите полностью обезопасить себя при посещении запретных ресурсов, купите планшет или нетбук, установите левую симкарту, и в процессе постоянного движения на автомобиле в далеке от постоянного места пребывания кратковременно заходите на ресурсы с включенным ovpn. Более не для каких целей эту сим и планшет не используйте, другие ресурсы не посещайте, отключайте все беспроводные коммуникации после сессии.

    Нл так можно стать паранойным шизофреником. Поэтому не парьтесь, если вы понадобитесь за вами приедут, а на нет и суда нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Господи, как вы надоели, еще раз говорю, были такие обстоятельства, что меня дергали по поводу просмотра хт, повторяю для тупых и особо тупых, из юного возраста я вышла и развести меня фальшивыми погонами не просто, равно как и вашими словами, верите вы или нет, а скорее всего вы верите, потому как пытаетесь выудить из меня информацию, только х..н вы ее получите, НО это было, господа мнбэшники. и самое главное, что найдутся люди, которые мне поверят. а вас, я уверяю, все населения туркменистана просто ненавидит, и при первом удобном случае будут мстить

      Удалить
    2. Давайте будем относится проще даже к скептическим мнениям, иначе мнбшникам даже делать ничего не придется, сами между собой перегрыземся :)

      Удалить
  9. Все больше убеждаюсь в том, что чем меньше человек понимает в сетевой безопасности и в работе сотрудников специальных подразделений, осуществляющих национальную безопасность, тем чаще он мнит себя пупом земли, вселенским злом и опасается того, что своим ребячеством он может заинтересовать структуры, которые им не интересуются вовсе.
    Поймите одно, лев на охоте не будет гнаться за мышкой, если в задачах у него поймать как минимум антилопу. Он может погоняться за мышкой когда сытый, ради веселья, но никогда не будет тратить драгоценные силы, если добыча выделки не стоит.
    Хотите узнать горькую правду? Вы не интересны спецслужбам, дабы не представляете никакой опасности безопасности государства, пока от бесполезных слов не перейдете к полезным делам. Вот тогда можете накрывать на стол и ждать гостей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это абсолютно правильная мысль. Все остальноу просто бла...бла...бла..

      Удалить
  10. фул сорри, до конца не стал читать. Фраза "*** боятся говорить о Туркменистане правду ****", меня переубедила читать.
    Рецепт прост - приехал домой (в Туркмению, на Родину), залез в такси и поехал на другой край страны. Все!
    Таксист все расскажет, абсолютно все. Почему? потому что он честен перед собой, он не сильно (просто патент не оформляет на предприн. деятельность) обваровывает туркменский народ. А кто боится говорить? Тот кто больше украл.
    Еще раз повторюсь, до конца не читал, но осуждаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таксист расскажет все это по радио?

      Удалить
  11. • Из школьной программы убрали Рухнаму
    Не подобайтесь тдх. Название рухнама не склоняется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://lenta.ru/articles/2013/08/05/rukhnama/ И рухнамы, и рухнамой и рухнаму, и рухнаме.

      Удалить
  12. На днях звонил матери,и после примерно 5 минут разговору связь прервалась и пошла запись нашего разговора,причём только диалог со стороны матери,а меня не было слышно.Я дал отбой и перезвонил ещё раз.Мать была в неведении и подумала что это я прервал разговор. когда это повторилось снова,я ей сказал что нас возможно прослушивают,то она была в шоке,и у неё сразу онемел язык.Толком с ней я таки не смог поговорить после этого.

    ОтветитьУдалить
  13. В последнее время при звонках по скайпу такое ощущение что тоже идет прослушка?
    кто нибудь что нибудь замечал??

    или просто все дело в отстойном инете?

    ОтветитьУдалить
  14. ЭХО не склоняется.надо писать na "Эхо Москвы" и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не раз слышал от самих эховцев что-то вроде "сегодня у нас на эхе..."

      Удалить
  15. Профессиональную "прослушку" можно определить только спецсредствами или специвлизированным ПО. Но это возможно лишь только тогда, когда прослушка осуществляется "real time". Спецслужбы чаще всего прибегают просто к "снятию информации" с серверов.
    А все кажущиеся "помехи" - это всего лишь плохой канал приземления в Туркмении. От того и разрывы и кряхтение-шипение и эхо и прочие страхи.
    Но вы не переживайте, слушают всех и везде, не только в Туркмении. И это в интересах вашей же безопасности.

    ОтветитьУдалить
  16. я могу привести несколько примеров... когда в последний раз вылетала из туркмении меня мягко говоря предупредили что бы я не вмешивалась ни в какие политические религиозные акции и не привозила марихуану... училась и вела себя как полагается туркменке. это меня сильно не удивило после рассказов моих друзей.
    в прошлом году мою подругу вызвали в местный отдел милиции и стали допрашивать о том где она проживает во время учебы - она учится зарубежом- и учавствует ли она в религиозных мероприятиях, кто из ее друзей чем занимается и добавили что все обо всех учащихся зарубежом знают.
    моего друга тоже позвали побеседовать только вот в другое место- в хякимлик- задавали подобные вопросы и отпустили сказав что вызовут еще если понадобится. кроме этих историй я наслышалась о похожих случаях допроса студентов учащихся за границей.
    я очень рада руслан что вы подняли эту тему так как мы наше общество становимся параноиками- это и планировалось изначально- мы стали бояться всего даже не зная чего мы боимся... и все изза слухов которые расспростаняют те кому эио выгодно, и все изза нехватки знаний и достоверных источников информации.

    а насчет "безопасности"- я вообще не верю что ее мне обеспечит государство которое х...а ничего не предпринимает чтобы улучшить жизнь простого народа. мою безопасность я caма обеспечу если наши уважаемые спецслужбы и тд не будут вмешиваться

    ОтветитьУдалить
  17. Всё это, конечно, безобразно, но следует понимать, что все эти люди во власти являются такими же простыми смертными как и мы с вами. Поэтому я так скажу, что мы с вами пережили совок, переживём и эту собачью власть. Они помрут, а мы как жили, так и будем жить.

    ОтветитьУдалить
  18. То же самое насчет записи разговоров, звоню домой, и на 3-4мин включают запись с первой минуты, вначале офигели, сейчас уже привыкли.

    ОтветитьУдалить